Поделиться новостью:

Кто виноват и что делать?

, , Нет коментариев

Ремонт проспекта Металлургов в зеркале областной политики.

Андрей Полухин человек в городе известный. Он историк, кандидат наук, активный общественник с часто неординарным взглядом на события и явления. Его мнением постоянно интересуются сетевые СМИ, не раз Андрей публиковался и в нашей газете. И вот очередной материал. Полемический, эмоциональный. Небесспорный, как, например, новый герб Новокузнецка, который “протолкнул” во многом именно Андрей Николаевич. У Андрея Полухина, кстати, немало сторонников в инете. Есть и много противников. Никто не обладает истиной в последней инстанции. Но, как говорили древние, именно в споре рождается истина.

Идущий большой ремонт проспекта Металлургов обнажил все язвы и болевые точки нашего местного общества. Проект очень дешевый для такого величественного проспекта. Поэтому в нём не заложили трамвай, бетонное основание, подземные переходы, коллектор для инженерных и линейных сооружений (в северной части проспекта С.Д. Мартин его сделал в свое время). Из озеленения проектом предусмотрен только кустарник, так как на узких газонах деревьям нет места, а под землей идут линейные сооружения. В последнем случае как раз появление полноценного коллектора для коммуникаций решило бы эту проблему. Но его не запланировали. Тенистый проспект уже стал голым, а значит, более агрессивным и дискомфортным для жителей. Шикарная балюстрада Сада металлургов теперь — ограда для парковки и остановки. Проект реконструкции создан без учета сохранности исторического наследия, сложившихся архитектурных ансамблей. Страдают памятники культуры федерального и регионального значения, расположенные на проспекте и имеющие охранные зоны. А это уже прямое нарушение федерального законодательства. Не привлечены были к рассмотрению проекта реконструкции местные историки, краеведы, архитекторы…

Видимо, мэрия Новокузнецка сделала этот проект в рамках того финансирования, которым она располагала. Однако не она тут одна виновата. Главный виновник — руководство Кемеровской области, которое не выделило для этого проекта надлежащее финансирование. Напомню, что с середины “нулевых” годов из-за изменений федерального законодательства муниципалитеты лишились основных своих доходов и стали дотационными. Областная власть теперь решает, куда направлять немалые федеральные и региональные ресурсы. Может быть, у области не хватает ресурсов? Нет, это вовсе не так. Губернатор Кузбасса С.Е. Цивилев делает ставку на федеральные вливания и на масштабное строительство. В Кемерово закачиваются буквально десятки миллиардов рублей инвестиций (стоимость скромной реконструкции проспекта Металлургов — всего около 850 миллионов рублей). Премьер России М.В. Мишустин в феврале заявил, что неисполненных расходов бюджета “1,1 триллиона рублей, что недопустимо много”. Очевидно, что деньги в стране есть и их очень много.

Может, городская власть не просила область о должном финансировании ремонта проспекта Металлургов? Об этом любят порассуждать комментаторы из Кемерова в соцсетях. Полагаю, что это не так. Город, общественность много говорили, писали и требовали сохранить тот же трамвай на проспектах Металлургов и Курако. Однако этого не произошло. Значит, не дали под это финансов. Не дать могла только областная власть.

И вот тут мы подходим к ключевому вопросу всей местной региональной жизни. К вопросу: что у нас происходит? А происходит следующее: Кемерово хочет стать настоящей столицей региона, городом-миллионником. Поэтому перекармливают искусственно одних (Кемерово) и держат на голодном пайке остальных (Новокузнецк и область).

Такая региональная политика основана на фантазиях части кемеровчан, местных псевдоученых. Она весьма губительна для региона. Кемерово не может быть миллионником, так как зимой и в другие периоды там не хватает речной воды, чтобы запитать город. Проблему бы решила Крапивинская ГЭС. Практически бесполезную для выработки электроэнергии, её начали строить под будущий рост города Кемерово (с рубежа 1960 — 1970 годов шли фантазии о миллионнике Кемерове и неперспективности Новокузнецка). Вторая причина более фундаментальная. Кемерово, как Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Междуреченск, стоит на границе нашего угольного бассейна, где из-за искривления земных масс самые ценные породы угля подняты силами природы к поверхности. Немалая часть Кемерова стоит на таких местах, Лесная Поляна окружена ими. Тут копать и копать. Жизнь заставит всё это сделать. Только лжеученые с советских времен могли объявлять Прокопьевск неперспективным, разрабатывать разрезы в центре Киселевска и планировать при этом миллионник на таких же ценных землях в Кемерове, где с начала “нулевых” годов стали создавать дорогущую одноэтажную агломерацию. На территории того же Новокузнецка нет таких подземных угольных богатств и много свободных от угля территорий. Новокузнецк расположен в пойме большой реки, где практически невозможно добывать уголь. Но это в региональном планировании в расчет не берется. Фантазиями с позднесталинских времен являются планы по превращению Кемерова в центр науки, искусства… Ресурсы на земле, в том числе человеческие, ограничены, и ниши в Сибири рядом уже давно заняты тем же Томском, Новосибирском и даже Барнаулом. На ещё один наукоград человеческого материала тут нет. Вся история кемеровских вузов, их рейтинги и значение всё это давно подтверждают. Поэтому весомая часть регионального планирования с советских времен в Кузбассе является местечковым самодурством, которое никак на пользу региону не идет.

Извращается вся местная история. Это показала в том числе и дискуссия по областному гербу, который недавно был утвержден в обновленной форме. Кемеровская элита никак не хочет связывать себя с местной реальной историей, не хочет опереться на многовековую традицию Кузнецкой земли. Что значит создать областной герб на основе кузнецких исторических гербов, волка и кузницы? Это означает на тонком психологическом уровне подключиться ко многим поколениям людей, которые веками тут жили, творили героическую историю, и тем самым получить от них благословение. Но всё это не интересно Кемерову, где фантазии о рудознатце Михайле Волкове и АИК “Кузбасс” подменяют всю местную реальную историю. Кемеровская область с момента её основания живет в извращенном культурно-историческом пространстве. Это очень значительно влияет на проседание всего региона.

Центр жизни региона — Новокузнецк. Именно он веками присоединял и осваивал эти земли, руководил ими (Кузнецкий уезд). А в ХХ веке проект Урало-Кузнецкого комбината и породил наш нынешний Кузбасс. Отсюда и миллионы жителей нашего края. Роли Кемерова в этих процессах практически нет. Кемеровская область с момента основания была на содержании промышленного ядра Кузбасса, Новокузнецкой агломерации. Сохраняется это и сейчас. И вот те, которых содержат, не имея нужных интеллектуальных кадров, решили при бывшем губернаторе поиграть в демиургов: развивать только Кемерово (в документах долго писали про ускоренное его развитие). Любой здравомыслящий человек поймет, что это какая-то глупость: расправиться с тем, что тебя кормит и содержит, и сделать ставку на то, что никогда в истории тебя не двигало. Кемеровская элита решила, что доходов от угля хватит на всё (забыли про длительные циклические спады), что новокузнецкая металлургия и кемеровская химия не нужны (отсюда их сокращение), что ресурсы нужно направить на кемеровский комфорт для избранных (Лесная Поляна и другие подобные поселки вокруг Кемерова), а не на реальное улучшение качества жизни в области. Причем подразумевалось, что остальные города будут ужаты, а переселенцы из них наполнят областной центр, превратят его в миллионник, который чуть ли не затмит соседний Новосибирск. Однако ничего этого не произошло. Стратегия оказалась провальной.

Тем прискорбней писать о той политике областных властей, которую ярко можно проследить где-то с 2007 года. Она никогда официально не провозглашалась, но мы все отчетливо видим её по проявлениям. Речь идет об умышленном (у меня нет иной версии) ослаблении Новокузнецка, который стал мешать планам кемеровских прожектеров. В чем это конкретно проявилось? А вот в чем: курс на тотальную угледобычу открытым способом, уничтожение таким образом жизненно важных районов вокруг города, излишнее закрытие производств на КМК, застройка Нового города уродливыми зданиями (архитекторы очень долго эту прибрежную зону берегли для красоты, однако Тулеев свернул то, что хотел построить С.Д. Мартин, обещанных федеральных денег не дали), постепенная ликвидация независимых городских политических и экономических институтов, элит (тут и отставка С.Д. Мартина, и хотя бы то, что бюджет города теперь осваивают во многом кемеровские фирмы…), появление в городе загадочной многомиллиардной задолженности в сфере ЖКХ (по словам главы города, только через шесть лет её удалось ликвидировать, и наконец-то у города появились деньги, чтобы вкладывать их в проектную деятельность для получения областных и федеральных инвестиций, то есть город искусственно не мог толком ничего всё это время строить, что-то развивать), ликвидация крупнейшего гуманитарного вуза города — КузГПА, в итоге чудовищные сокращения работников учреждения, отъезд из региона научной элиты, рост отъезда абитуриентов; сворачивание профессионального спорта, особенно новокузнецкого хоккея…

Новокузнецку просто тотально недодавали то, что должны были дать при нормальном развитии. Поэтому строительная отрасль в городе практически умерла. Когда-то она была ведущей в Сибири. Город перестал развиваться и бедно встретил 400-летие. При этом возмущенные горожане постоянно писали жалобы. Всегда приходили успокаивающие ответы, что в области бюджеты муниципалитетов формируются справедливо, исходя из количества жителей. А финансирование не по линии муниципалитета при этом забывали указывать.

В такой региональной политике областного центра я вижу неуважение к родной земле, отеческим корням. Считаю, что многое надо менять. Самый лучший вариант — перенос областного центра в Новокузнецк, то есть туда, где у нас в региональной истории всё. Иначе голова и тело в региональной жизни не будут у нас дружить. При новом губернаторе чуть ослаблен этот общий вектор на разрушение ядра региона. Но пока принципиальных изменений нет. История с проспектом Металлургов, этим шедевром региональной архитектуры, проспектом, где сокрыта душа Новокузнецка и Кузнецкой земли, — это как раз индикатор того, что у нас происходит. Убежден, что реконструкция в таком виде должна быть немедленно прекращена. Необходимо увеличить бюджет проекта и самого строительства, пусть даже ценой приостановки некоторых кемеровских строек.

Источник:Кузнецкий рабочий

 

Leave a Reply