Поделиться новостью:

В стране хотят изменить систему городской власти

, , Нет коментариев

Государственная дума РФ подготовила законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», изменяющий систему местного самоуправления в России. Закон предлагает расширить число муниципалитетов и сократить число чиновников.

В субъектах РФ предлагается ввести два вида муниципалитета: городской округ и муниципальный округ. Исключение составят лишь города федерального значения, где возможны внутригородские муниципальные образования. Ожидается, что новая система местного самоуправления сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую.

Один из авторов законопроекта, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас пояснил, что закон даст возможность более демократичного формирования представительных муниципальных органов. Упразднение двухуровневой структуры муниципалитетов оставляет единственный способ их формирования — это прямые муниципальные выборы, подчеркнул сенатор.

«Законопроектом подчеркивается, что местное самоуправление — это форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов местного значения, также в законопроекте предусмотрены гарантии как собственных полномочий муниципалитетов, так и гарантии защиты от необоснованного (без выделения соответствующих средств) возложения на них государственных полномочий — рассказывает сенатор Клишас.

В законопроекте сохраняются формы прямой демократии, предусмотренные законом 131-ФЗ, такие как муниципальные выборы, местный референдум, опрос граждан, публичные слушания и другие.

«При этом граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не предусмотренных в законе в том случае, если это не противоречит Конституции и законодательству» — пояснил Клишас.

Проект уточняет компетенцию органов местного самоуправления, что позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. При этом регион может забрать ряд полномочий для обеспечения интересов населения. Кроме того, законопроект усиливает ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Одно из оснований для отставки главы муниципального образования — систематическое не достижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (главы муниципального образования или местной администрации).

На взгляд сенатора Клишаса, в системе российского местного самоуправления наиболее остро стоят вопросы, связанные с отсутствием четкого разделения полномочий, как между различными уровнями публичной власти, так и различными уровнями муниципалитетов. Новый закон призван снять противоречия между регионами и муниципалитетами. Устанавливается закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.

Вместо прежних шести закрепляется три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория в городах федерального значения. Такая организация, с одной стороны, позволит избежать дублирования функций, а с другой, перекладывания ответственности с одного уровня на другой, пояснил сенатор.

«Принятие нового закона позволит убрать большую армию местных депутатов и глав муниципальных образований» — считает политолог Денис Ширяев.

«Дело в том, что во многих субъектах Российской Федерации глав территорий и местных депутатов в два, в три раза больше, чем в Москве. Кому и зачем они нужны в таком количестве? В некоторых поселениях проблемой является даже найти кандидатов в депутаты. Каждому селу достаточно старосты, который будет представлять интересы жителей на районном уровне» — сказал Денис Ширяев.

«Фактически речь идёт о создании особой модели самоуправления, серьезным образом отличающейся от привычной западной. В её рамках муниципальные органы власти будут полностью встроены в вертикаль управления. Но фактически мы будем наблюдать закрепление на уровне закона реально сложившихся практик. Мэр в России — это давно уже не политическая фигура, а «главный» по ЖКХ и благоустройству» — заявил Политический консультант АНО «Центр прикладных исследований и программ» (Центр ПРИСП) Николай Пономарев.

По словам Пономарева, «законопроект Клишаса-Крашенинникова» касается не столько системы организации местного самоуправления, сколько отношений власти и подчинения между местными и региональными чиновниками. В рамках сложившейся системы координат уместно говорить о том, что перспективы развития местного самоуправления связаны преимущественно с форматом ТОС — территориального общественного самоуправления граждан.

По мнению доцента кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Егора Дорошенко, который считает, что после принятия закона Субъекты Федерации смогут дать муниципальным депутатам право назначать главу муниципалитета, выбирая из двух кандидатур, представленных главой субъекта и именно такой порядок, обеспечит активное взаимодействие исполнительной власти с муниципальными администрациями.

«Прерогативой субъекта РФ становится и определение круга полномочий органов местного самоуправления: региональная власть будет самостоятельно решать, передавать ли на муниципальный уровень управление в сфере коммунальных услуг, общественного транспорта, дошкольного и школьного образования, планирования застройки, ремонта дорог, а также многие другие функции, или осуществлять их централизованно» — говорит Егор Дорошенко.

 

Leave a Reply