Новый способ получения асфальтобетонной смеси из токсичных отходов машиностроительных производств разработали учёные Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ). По словам специалистов, предложенная технология не только позволит снизить стоимость производства смеси, но и окажет положительное влияние на окружающую среду. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Ликвидация высокотоксичных веществ, входящих в состав промышленных отходов, становится более актуальной из-за снижения способности экосистемы к самоочищению, заявили исследователи. Одним из опаснейших источников загрязнения окружающей среды является гальваническое производство (отрасль машиностроения), при котором образуются токсичные отходы — гальваношламы.
В составе этих отходов содержатся тяжелые металлы: гидроксиды железа, цинка, хрома, никеля и другие. При хранении на полигонах токсичных отходов гидроксиды тяжелых металлов могут «вымываться» грунтовыми водами, попадая при этом в водоемы, колодцы, водостоки.
Учёные ЯГТУ предложили использовать крупнотоннажные отходы машиностроительных производств — гальваношламы, в качестве наполнителя для производства асфальтобетонной смеси. По их словам, гальванические отходы представляют собой ценное вторичное сырье и могут быть использованы в качестве компонентов при производстве товарной продукции.
«Образцы смеси, приготовленные с использованием гальваношлама, соответствуют государственным стандартам и могут применяться для приготовления асфальтобетонных покрытий. Они обладают лучшими технологическими характеристиками по сравнению со стандартными образцами, приготовленными с доломитовой мукой. Причиной данных изменений могут быть особенности протекания окислительных процессов в смеси, обусловленных действием гальваношлама» — рассказала доктор технических наук, профессор кафедры «Охраны труда и природы» ЯГТУ Ольга Филиппова.
Свойства асфальтобетонов, как отметили учёные, в сильной степени зависят от температурной обработки отходов. В результате проведения процесса ферритизации гальваношлама (t — 300 °С, 600 °С и 900 °С) прочностные характеристики продукта заметно улучшаются. Например, предел прочности на растяжение при раскалывании асфальтобетона с наполнителем из доломитовой муки составляет 1,9 MПa, а из гальвашношлама — 2,24 MПa.
Кроме того, внедрение предлагаемой технологии позволит решить не только экологические задачи, но и экономические, так как с использованием вторичного сырья снизится стоимость производства асфальтобетонных покрытий при сохранении основных технологических характеристик.
В дальнейшем учёные планируют продолжить разработку малоотходных экологически безопасных технологий и процессов утилизации промышленных отходов, снижающих антропогенную нагрузку на биосферу.
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.