В Москве планируется провести эксперимент: водителям, попавшим в ДТП, позволят в нарушение правил оставить место происшествия. Такой сценарий предусмотрен в рамках борьбы с «повторными» ДТП — наездами на людей и автомобили во время оформления аварии. Восстановить картину произошедшего планируют по камерам видеонаблюдения.
Опрошенные эксперты отметили, что участников эксперимента нужно обеспечить «юридическими гарантиями» получения выплат по ОСАГО. Страховщики говорят о возможных рисках мошенничества и настаивают на изменении законодательства для проведения подобных опытов.
Согласно протоколу заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения на котором вице-премьер Марат Хуснуллин рекомендовал правительству Москвы, МВД, Минтрансу, Минцифры и Российскому Союзу автостраховщиков (РСА) разработать до 1 июля 2022 года комплексный план мероприятий «по предупреждению наезда на стоячее транспортное средство с проведением пилотного проекта на скоростных автодорогах города Москвы».
В пресс-службе дептранса Москвы, в рамках «пилота» предполагается разрешить водителю после аварии на крупных магистралях сразу съезжать с проезжей части, убедившись в отсутствии пострадавших.
«На дорогах действует единая система видеонаблюдения: фото- и видеоматериалы с камер можно получить позднее. Требование как можно скорее покинуть проезжую часть позволит избежать жертв, а также повысить пропускную способность в среднем на 50% в зависимости от количества полос» — сообщили в ведомстве.
«Результаты эксперимента лягут в основу возможных изменений в ПДД. В настоящий момент обсуждаются детали «пилота» — отметили в ведомстве.
«Допустим, водитель оформил аварию в рамках «пилота», оставив место ДТП. И страховая компания ему отказывает в выплате возмещения, ссылаясь на нарушение правил. На что водитель будет опираться? К тому же ст. 12.27 КоАП (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» предусматривает лишение прав на срок до полутора лет или административный арест). Поэтому должна существовать юридическая гарантия для водителей» — поделился своим мнением один из экспертов.
О необходимости изменений в страховом законодательстве говорит другой эксперт.
«Страховые часто отказывают пострадавшим, мотивируя это сомнительностью заявленных обстоятельств происшествия. Отъезжая с места ДТП, водитель должен быть уверен не только в наличии камер на данном участке, но и их работоспособности. Возможно, необходимо приложение, которое в онлайне отследит наличие камер и их работу, что гарантирует отсутствие претензий от страховщика» – сказал эксперт.
Российский Союз автостраховщиков заверил, что концептуально не против эксперимента. Но в союзе напомнили, что действующее законодательство разрешает оформить ДТП по европротоколу и получить выплату в 400 тыс. рублей только с помощью фотофиксации места аварии через приложение. Если фотографий нет, действует лимит в 100 тыс. рублей. Норма эта вводилась для борьбы с мошенниками, желающими заработать на несуществующих ДТП.
Сегодня, по оценкам РСА, 5–10% всех выплат по ОСАГО приходится на мошеннические схемы (около 4,5 млрд рублей в год).
Проведение «пилота» без изменения законодательства создает дополнительный риск мошенничества, уверены страховщики. В РСА предлагают, например, рассмотреть схему, когда поврежденные в аварии машины не останавливаются, не мешая потоку, а водители вызывают инспектора для оформления ДТП на обочине.
Напомним, что действующие ПДД обязывают водителя при аварии «немедленно остановить» машину, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если в аварии нет погибших и пострадавших и у водителей нет споров чья вина, можно покинуть место аварии, сфотографировав поврежденные транспортные средства.
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.