Выводы комиссии после обследования 5 блока горящего отвала, расположенного возле поселка Апанас, носят формальный характер.
Собственно, ничего другого жители населенных пунктов, которым «посчастливилось» дышать дымами горящего отвала, и не ждали. Даже то, что акт осмотра территории полностью опроверг слова Андрея Панова, заместителя губернатора про пар с отвала из-за разницы температур, никого не порадовал. В слова Панова в Загорской сельской территории уже давно никто не верит. Намного важнее для всех то, что планируется делать с отвалом, то есть то, что кроется под пунктом №2 Акта осмотра территории 24 ноября 2020. А именно, что будет указано в плане II этапа ликвидации горящего отвала.
Переживать, действительно есть, о чём. То, что горящую породу надо остужать, а отвал разбирать это обсуждению не подлежит. Вопрос, куда вывозить? По логике откуда взяли, туда и надо везти, то есть в отработанные ямы разреза Листвянский. Но там возникает масса юридических вопросов, связанных с пробелами в действующем законодательстве. На полях действующих разрезов применяются свои нормы для промышленных отходов. От отходов, произведенных ранее и другими юрлицами проще отказаться, чем официально согласовать их захоронение.
Уже несколько раз на различных мероприятиях вскользь звучало предложение перекладывания горящей породы одного блока после остывания на соседние блоки того же отвала. В детской песочнице, возможно и стоило поиграть в такие куличики. Породный отвал — сложное инженерное сооружение, а не наваленная хаотично порода. Обязательно должен был быть учтен целый ряд факторов, включая наклон основания участков отвала. Именно поэтому блоки имеют разную высоту, разную конфигурацию. Если перегрузить породой любой из блоков, то вполне можно спровоцировать оползень и другие неприятные последствия. И самое главное, отвал при перекладывании породы блоков с места на места все равно останется. Даже если пригасить горение на остальных блоках, где эти процессы только начинаются, рано или поздно эта мина замедленного действия все равно сработает. Или главе Новокузнецкого района не дает слава бывшего губернатора Амана Тулеева, чьим именем назван отвал? Так на Загорской сельской территории уже есть долина смерти имени Шарнина. Хочется рукотворный вулкан его же имени?
Подтверждением этим опасениям выступает то факт, что территория пятого самого «горячего» блока отвала текущим летом наконец-то оказалась оформлена. Причем оформлена в качестве сельхоз земель. И это само по себе очень хорошо, потому что теперь есть хозяин, которому можно вменить нецелевое использование земли. Но почему не оформлены остальные участки отвала? Уж не потому ли, что на бесхозяйной земле по решению чиновников должна оказаться порода пятого? Если это так, то авторов подобной идеи стоит заранее привлекать к ответственности за создание заведомо опасных условий жизни и здоровью жителей Загорской сельской территории, ведь отвал все равно останется и рано или поздно он рванет. Причем если пятый блок относительно невелик по сравнению с соседними блоками, то при их усилении породой «пятого» возрастет и мощь всего отвала.
К счастью, все это лишь предположения. В соответствии с Актом осмотра скоро должно быть предложение специалистов. Ну а пока за динамикой развития процессов горения отвала должен быть налажен ежедневный мониторинг. Что-то подсказывает, что вся эта работа будет свалена на общественного инспектора охраны природы Николая Метальникова. Ни С. О. Милинис, первый зам. главы Новокузнецкого района, ни Р. С. Елохин, специалист отдела по делам ГО и ЧС администрации Новокузнецкого района ежедневно для проведения визуального осмотра к отвалу ездить не будут даже при условии, что к 30.11.2020 дорога «Апанас-Алексеевка» будет восстановлена.
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.