Поделиться новостью:

Горно-шорский курорт летом

, , Нет коментариев

Вынужденные ограничения на пересечение границ Кемеровской области заставили обратить внимание многих на внутренний туризм, которым обычно пренебрегают. Все хотят переключить мозги как надо и съездить далеко и расслабиться. Пришлось в этом году расслабляться в Горной Шории, в Таштаголе, откуда удобно совершать вояжи в Шерегеш, Спасск, Усть-Кабырзу. Шерегеш я не люблю, ни сам поселок, ни курортную зону. Там всё в этой куче-мале надо сносить и строить заново. Какой-то хаос, караван-сарай, суета. Нет курорта, нет толком улиц, тротуаров, парков… Если зимой всё завалено снегом, темнота и ничего не видно, то курортная зона ещё потянет на альпийскую деревню. А летом там делать нечего. Порадовала канатная дорога сектора Е, 3,3 км подъема по красивейшей местности с лесом, речкой, горами. В этот курорт надо ещё много вкладывать. Я не знаю, когда он приобретет приличный вид. Нет асфальтовой дороги до того же сектора Е. На самой горе черт ногу сломит, булыжники, ходить весьма проблемно летом. Хоть бы дорожки проложили, отсыпали их. Парадный въезд в Шерегеш через гаражи до сих пор троллит всех отдыхающих. Детям там делать особого нечего. Гора им малоинтересна. Им нужно купание и зоопарк. Купание это Кондома Таштагол (26 км от Шерегеша), поэтому жили там, в гостевом доме на окраине, где нет суеты и много природы. Власти недавно пообещали построить в Шерегеше аквапарк и создать водоем. Но зачем купаться в каком-то водоеме, где вода цветет, если есть Кондома с чистейшей проточной водой? Аквапарк – хорошо, но это один раз сходить простой кузбасской семье. Цена в Новосибирске за посещение 1–1,5 тыс на человека. В общем один день на гору, один день в аквапарк… Больше делать летом нечего тут с детьми. А в Таштаголе надо местами на Кондоме создавать мини-плотины, чтобы уровень воды поднимать на полметра-метр, дабы удобно было плавать и отдыхать. Так в Европе на речках делают.

Сам Таштагол мне нравится. Неплохо выглядит и даже даст фору многим алтайским курортным местам. На улицах много светофоров, знаков, кадки с цветами, совсем дешевые цены на карусели. Весьма понравился «Музей этнографии и природы Горной Шории». Музей толково сделан, хотя площадей ему явно не хватает. В городском парке скульптура головы лошади Константина Зинича. Смотрится неплохо. Но на фоне соседнего шедевра мирового уровня «Золотая Шория» Даши Намдакова, это творение Зинича сразу занимает надлежащее место, добротного провинциального произведения. А «Золотая Шория» – это настоящее культура и искусство. Работы Зинича уровня кемеровских скульптур советского времени «Земля Кузнецкая», скульптурная композиция «Дружба народов». Интересно, добротно, но не шедевр.

Совершенным открытием стал огромный частный зоопарк в Спасске. Узнали случайно от местных жителей. Со стороны не понять, частный сектор, обычные деревенские амбары. Но внутри, наверно, самая большая в Кузбассе коллекция животных и птиц. Чего там только нет: северные олени, обезьяны, страусы, лама, альпака, дикобраз, еноты, павлины, индюки, пони, лошади, козлы, пакистанские овечки, песцы, ослы… Заведение пользуется успехом и как многие зоопарки находится на самоокупаемости. Даже новосибирский зоопарк так живет, сам зарабатывает. Сразу возникает вопрос. Детям нужен зоопарк на курорте, да и взрослые туда не прочь сходить. Такой зоопарк и возник в окрестностях Таштагола. Но территория и прочее в таком зоопарке – это не уровень курорта, на который претендует Шерегеш с Таштаголом. Властям давно пора поддержать эту частную инициативу раз такое заведение делает район Шерегеша и Таштагола привлекательным. Необходимо в том же Спасске выделить под зоопарк нормальную территорию, помочь им обустроится, развиться. Содержать они его сами смогут за счет туристов. Однако этого нет. Даже проблему такую не ставят. В Кемеровской области, согласно местной доктрине с советских времен, все лучшие объекты культуры и образования, а также медицины должны быть в Кемерово. Это приводит к вымиранию кузбасских городов и региона. Задам неприличный вопрос, отсутствие нормального зоопарка в Таштаголе и окрестностях это часть этой доктрины?

Для меня самым увлекательным моментом стало посещение Усть-Кабырзы. Это что-то невероятное по красоте и значению. Нормальная гравийная дорога 60 км. Аман Тулеев так любил шорский народ, что у каждого домика по дороге проложил асфальт, чтобы не пылило. Даже у неязыческого шорского храма с родником. Впрочем, до самой Усть-Кабырзы асфальт не дошел (как и до Апанаса). Сама Усть-Кабырза – это запрятанная Шамбала и шорская Венеция. Поселок в петле реки Мрассу, рядом полноводная Кабырза и речка Пызас. Везде вода, широкие её просторы. Местные жители, шорцы гоняют на больших деревянных лодках с мотором. Смотрится увлекательно. Как гондолы в Венеции. Тут надо проводить какие-нибудь фестивали, лодочные гонки на приз губернатора, чтобы популяризировать место. Природа Усть-Кабырзы разнообразна, высокие и малые горы, скалы, черновая тайга и полувыжженные южные склоны (юга как-никак). Постоянная смена декораций. Путешествие 5 км на лодке вниз заставляло удивляться местным красотам. Долина Кондомы более однообразна, чем долина Мрассу. Да и Мрассу намного полноводней. Поскольку лето в Горной Шории это без особых дождей, орех кедровый, говорят, не уродился, то комаров и слепней как-то не заметил особо. Музей ГУЛАГа вызвал непонимание и диссонанс с красотой Усть-Кабырзы. Я понимаю, что это местная история и без ГУЛАГа Усть-Кабырзы толком не было бы, но тем не менее… Хочется Усть-Кабырзу оставить себе и никому не давать, никого сюда чужого не пускать. Жадность какая-то мне неприсущая одолевает. Думаешь, как бы это всё цивилизацией не испортить. По красотам природы Таштагол и Шерегеш ниже стоят района Мрассу и Усть-Кабырзы.

Однако самая большая фишка Горной Шории для меня – это лесной горный воздух. Такого даже в районе Телецкого озера нет. Дышится хорошо. Кстати, местная кухня намного лучше алтайской.

Андрей Полухин

 

Leave a Reply