Поделиться новостью:

На границе двух регионов построят новый город

, , Нет коментариев

Первый построенный с нуля сибирский город из трех-пяти, о которых говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу, с большой вероятностью возведут на границе двух регионов, этот проект прорабатывался два года. Он стартует в 2022 году. Эксперты считают, что проект Шойгу возрождает царскую и сталинскую стратегию развития России. Но сомневаются, что это остановит отток населения из Сибири.

Первый из 3-5 новых городов на карте России может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края, его планируют построить в Минусинской котловине.

«Проектом два года занимались в правительстве РФ и в регионах. Ещё в 2019 году на Петербургском экономическом форуме президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ и Российской академии наук проработать вопрос использования Минусинской долины, именно тогда президент страны впервые за многие годы сделал серьезное заявление о развитии Сибири (до этого в спектре его внимания больше был Дальний Восток)» — рассказал эксперт.

«Регион должен стать «связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР азиатско-тихоокеанский регион, Европы, включая Восточную Европу, с объёмом инвестиций в проект в 3 трлн рублей» – сказал Владимир Путин.

Шойгу в качестве главы Русского географического общества (РГО) в сентябре прошлого года в интервью СМИ признавался, что его мечта — «построить большой, красивый и очень удобный город в Сибири» и «место есть замечательное — Минусинская котловина». А на встрече с учёными в Красноярске 5 августа он подчеркнул, что в Сибири нужно построить «три-пять научно-промышленных, экономических центров, городов с населением 300—500 тысяч человек, а лучше — до миллиона человек».

Минусинская долина входит в так называемый Ангаро-Енисейский макрорегион, который объединяет Хакасию, Туву, Красноярский край и Иркутскую область. Профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности Байкальского госуниверситета Виктор Самаруха сказал, что власти обсуждают развитие там трех горных кластеров: города Братск, Усть-Илимск и Ангарск. Есть потенциал роста у городов Усть-кут и Саянск, где уже созданной инфраструктуры достаточно для увеличения численности населения минимум до 200 тысяч, считает эксперт.

Директор Школы публичной дипломатии Красноярска Василий Никуленков напомнил, что как раз в этих территориях реализуются крупные инвестиционные проекты: в развитие Усольского калийного комбината будет вложено 180 млрд рублей, Усть-Кутского газоперерабатывающего завода — 170 млрд рублей, завода полимеров в Усть-Куте — 168 млрд рублей, в Богучанский алюминиевый завод — 160 млрд рублей. Никуленков также подтвердил, что «конкретные действия по стратегии развития Сибири последуют в следующем году».

«Скорее всего, решения по освоению региона будут озвучиваться на известных экономических площадках России и Юго-Восточной Азии» — отметил эксперт.

Проект развития этой территории, который разрабатывают РГО и Сибирское отделение Российской академии наук (РАН), предполагает создание корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона. Его наблюдательный совет возглавит профильный вице-премьер Виктория Абрамченко, а правление — полпред президента (пока эта должность вакантна).

Стратегия развития Сибири разрабатывается, в том числе, на основе замыслов ещё царских и советских времен, рассказал красноярский эксперт Василий Никуленков. В 1920-е годы Ангаро-Енисейская проблема «была возведена в ранг крупной общегосударственной задачи, а в 1932-м даже было создано спецбюро». Существовала программа «Сибирь», которую координировало Сибирское отделение Академии наук СССР.

«Теоретические заделы — и царские, и советские — огромны. Учёные РАН и представители РГО возобновили и завершают эту серьёзную концептуальную работу» — сообщил Никуленков.

Идея Шойгу о строительстве новых городов вписывается в планы экс-главы СССР Иосифа Сталина по развитию Сибири, подтверждает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Тогда было три дороги: ещё царский Транссиб, частично построенные БАМ и Трансполярная железная дорога один из её участков должен стать Северным широтным ходом в ЯНАО. Сталин хотел, чтобы три дороги шли с Запада на Восток параллельно, и с ними бы пересекались железные дороги с южных до северных территорий страны. Логика простая: мы построим железную дорогу, вдоль неё разовьется экономика. В центре этих транспортных крестов — новые города. Под эти цели сейчас введется модернизация Транссиба и началась реконструкция БАМа, старт которой 10 августа дал Шойгу» — рассказал Дмитрий Журавлев.

Проект по строительству новых городов до сих пор не реализован, потому что сибирский климат и условия жизни для современного человека не подходят, высказал скептическую оценку проекта президент Байкальского регионального фонда гражданских инициатив «Наша Сибирь» Максим Зимин. Он считает, что заявление Шойгу основано на стереотипе, что на неосвоенные сибирские земли могут прийти китайцы.

«Не придут. Это политическая фантасмагория. Китайцы с северных территорий уезжают. Они группируются в нескольких прибрежных провинциях и в низовьях бассейна реки Янцзы» — заявил Максим Зимин.

Критично к строительству новых городов в Сибири относится президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. Он объясняет, что в большинстве существующих городов, за исключением Новосибирска и Красноярска, население уменьшается, и вряд ли кто-то решится поехать в новые.

«Если речь идёт о развитии инфраструктуры того же Новосибирска или Красноярска, почему бы и нет. Но не с нуля. В Сибири уже есть Томск, Новосибирск, Красноярск Иркутск — центры, где развивается научная и производственная база» — пояснил Владимир Косой.

 

Leave a Reply