Поделиться новостью:

Зимние дороги: почему в Кузбассе не экономят бюджетные деньги? – ведь этим можно помочь и экологии!

, , Нет коментариев

Зима — как война. С дорог поступают оперативные донесения о погибших и раненых, «убитых» и впавших «в кому» автомобилях. Откуда столько жертв, ведь от дорожников поступили сводки о горах заготовленных реагентов! Пескосоли не хватило?..

Дефицита песка и соли, слава богу, нет. Просто, разбрасывать их по проезжей части, хоть двойными дозами, — пустые хлопоты. После того как по посыпанному участку проедет примерно 500 автомобилей, до 80% смеси рассеивается, летит на обочины — и под колесами снова скользко. Потому-то европейские и североамериканские страны отказались от засолки дорог еще полвека назад: неэффективно!

И вредно. После оттепели песок попадает в ливневую канализацию, забивает ее, и приходится чистить (а это большущие затраты — людские, временные, финансовые). Тот, что не смоется и останется на асфальте, в конечном счете, превращается в пыль. Между тем, по данным международных экологических организаций, именно пыль (частицы диаметром 10 микрон и меньше) составляет ровно треть — 33% состава смога в городах. Теперь прикиньте сколько на зимние дороги высыпали тонн песчаной смеси.

Эти данные общедоступны и общеизвестны. Спрашивается, почему до сих пор в Кузбассе дороги солят? Ответ: так привычнее. Но главное, проведенная работа оценивается по объемам созданных запасов, а они впечатляют, и начальникам в головы не придет ругать «заготовителей».

А надо считать издержки — последствия ДТП и заторов машин, убытки из-за опозданий с доставкой пассажиров и грузов, страховые выплаты, затраты на весеннюю очистку от песка дорожного полотна и коммуникаций, выплаты по больничным листам пострадавшим в авариях.

Это потери очевидные, но существуют и малоизвестные. Скажем, специалисты служб городского транспорта в некоторых регионах пришли к мнению, что засоленность дорог вызывает испарение агрессивных веществ, они осаждаются на проводах питания электротранспорта и ускоряют их порчу вплоть до обрыва.

На Западе потери считают в деньгах. Скажем, в США знают, что зимние неприятности наносят ущерб на сумму около 20 млрд долларов, а дорожные компании могут разориться на компенсациях по медицинским страховкам. Дешевле применять лучшие технологии и материалы, конкретно — жидкие реагенты.

Про них в России знают и уже начинают использовать в некоторых городах, масштабно — пока только в Москве. Суть прогрессивной технологии: гололеду и снежному накату не дают образоваться. Превентивная мера — за час до снегопада полить асфальт солевым раствором (в его базовом составе 22% хлористого кальция и 6% хлористого натрия), тогда выпавший снег будет таять. Конечно, образуется неприятная жижа — ее нужно сгрести и поскорее вывезти. Когда же осадки продолжаются целый день, раствор теряет «боевую» концентрацию. Поскольку проливать им уже образовавшийся наст бессмысленно (он не будет «работать»), поверх снега приходится сыпать твердые реагенты — гранулированные смеси солей.

Жидкие реагенты различаются по составу, каждый рассчитан на определенную температуру воздуха — в зависимости от нее меняют пропорции хлористых кальция, натрия и калия. При самых сильных морозах замешивают некоторые другие компоненты, например, хлористый магний, а при температуре до —30 градусов используют чистый кальций. В качестве реагента можно использовать и сахар, однако он, как и другие вещества, дополняющие или заменяющие базовый состав, удорожает растворы. Хотя, когда припрет, поливают и сиропом.

Кстати, о деньгах. Все привыкли, что новые технологии дороже предыдущих. В данном случае наоборот. Раньше в течение зимы до перехода на жидкие реагенты, на улицы Москвы ежесезонно высыпали примерно 500 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А позже, когда отказались от песка и разбрасывали только соль — ее требовалось 350 тыс. тонн. Для раствора же достаточно 120–130 тыс. тонн твердых веществ. Дело в том, что пескосоль разбрасывается в расчете по 250 гр. на квадратный метр, в растворе всего — по 50 гр. соли. При этом эффективность жидкого реагента в 3–4 раза выше. Поэтому «растворная» технология сократила затраты и снизила экологическую нагрузку на почву и растительность в разы.

Насколько безопасна новая технология для человеческого организма? А для обуви и колес? Об этом наши коммунальные службы ничего не скажут — не изучали. Могли бы ответить некоторые мировые шинные производители — в свое время они исследовали вредоносность российской зимней «каши». Но изучали ее сугубо в корпоративных интересах — чтобы сделать стойким состав резиновой смеси. Однако полученные данные никому не предложили.

Единственное можно сказать: жидкие реагенты относятся к разряду умеренно раздражающих веществ, что соответствует третьему классу опасности. То есть они настолько же вредны, насколько вредна пищевая соль. Что уже неплохо: на асфальт попадает очищенный материал. А вот в песчано-соляную смесь добавляют, что ни попадя, в том числе всякую дрянь из промышленных отвалов, а в ней бывают очень едкие включения, тяжелые металлы и даже радиоактивные вещества.

Новая технология поддержания в порядке зимних автодорог требует соблюдения нескольких условий:
1) Дорожные службы должны получать точный метеопрогноз, хотя бы за несколько часов до снегопада.
2) Необходимо правильно дозировать концентрат при создании растворов.
3) Самое сложное — оперативно вывозить с улиц шургу, образовавшуюся после снегопада.

Если наутро после вечернего снегопада улицы вас встретят «кашей», а тем более слоем снега или гололедом, имеете право последними словами ругать метеорологов, выдавших неверный прогноз, или дорожников, опоздавших выполнить требования регламента.

 

Leave a Reply